ПРОКОПЬЕВА И.С.
ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Стремительный прогресс экономики, производства, повышение материального благосостояния населения, увеличение их свободного времени создают прекрасные условия для всестороннего развития личности человека и дают необходимые предпосылки для развития массовых форм физической культуры и спорта в учебных заведениях, развития туризма как средства активного отдыха и укрепления здоровья.
В нашей школе ежегодно все большее количество школьников привлекается к занятиям активными видами туризма: соревнования по спортивному туризму на пешеходных, горных, водных, лыжных дистанциях, походы выходного дня, спортивное ориентирование, туристские походы. Не случайно наша школа стала уже во второй раз базовой площадкой проекта «Я выбираю спортивный туризм. 2.0.» Данный проект реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, представленного Фондом президентских грантов.
В ходе реализации данного проекта на базе МБОУ «СОШ №18» города Чебоксары прошло много зрелищных, учебно-познавательных и спортивно-массовых мероприятий, где обучающиеся смогли познакомиться с основами спортивного туризма, испытать себя на спортивном полигоне, применить полученные знания на практике.
Туризм – одно из средств, воспитывающих высокие моральные качества: любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества и взаимопомощи, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, дисциплинированность. Туризм помогает укреплению здоровья и физическому развитию человека. Важна роль туризма как средства активного отдыха населения, как способа переключения от привычных условий жизни и деятельности в городах к двигательной активности на природе.
Не вызывают сомнения высокая оздоровительная ценность туризма, те возможности, которые он раскрывает для обеспечения действительно полноценного отдыха после трудовой деятельности или учебы. Оздоровительное значение туризма определяется прежде всего условиями, в которых проходит деятельность туристов. Туризм не требует дорогостоящих спортивных сооружений - стадионов, залов, бассейнов. Стадион для туристов — природа в ее бесчисленном многообразии, с ее целительными факторами — солнцем, чистым воздухом и водой. В основе большинства видов туризма лежат естественные способы активного передвижения — ходьба, гребля, движение на лыжах, велосипеде, в большинстве своем достаточно привычные многим людям.
В условиях неуклонного прогресса техники, в том числе и средств транспорта, неуклонно уменьшается двигательная активность людей, особенно в городах. Недостаточность движений (гипокинезия) отрицательно влияет на физиологические функции человека, приводит к ослаблению и даже атрофии мышц, к быстрой утомляемости. Нарушается и резистентность организма - устойчивость его к специфическим и неспецифическим нагрузкам. Проявляется все это в снижении работоспособности и ухудшении здоровья. Уже однодневные походы средней протяженности — 15—20 км — положительно влияют на организм, переключая его деятельность в новые, необычные условия. Регулярное участие в таких походах обеспечивает поддержание определенного уровня активности систем организма, повышает его защитные силы. Однако эпизодичность таких походов и длительные перерывы между ними не дают возможности добиться стабильного повышения уровня тренированности. Особенно это относится к школьникам, двигательные возможности которых требуют более частых и интенсивных физических нагрузок. Многодневные походы и путешествия, предъявляя к физической подготовленности туриста более высокие требования, обеспечивают при правильном проведении повышение функциональных возможностей органов и систем организма. Происходит это, главным образом, за счет ежедневной многочасовой нагрузки, что требует от организма мобилизации его скрытых резервов.
В путешествии организму человека приходится решать множество частных задач, таких как обеспечение длительной двигательной деятельности, приспособление к меняющимся погодным условиям, к новому режиму, к особенностям пищи, быта и т. п. Все это протекает на фоне высокой эмоциональной активности, характерной для туризма. Такая комплексная нагрузка стимулирует восстановление утрачиваемых школьниками регуляторных способностей различных систем организма, улучшает его адаптационные возможности. В системах и органах как бы стираются следы утомления, что значительно повышает в послепоходный период производительность как умственного, так и физического труда.
Естественно, что каждый вид туризма в силу специфики условий и способов передвижения развивает в большей мере определенные, присущие ему качества и функции. Не останавливаясь на частных характеристиках, можно определить общие для всех видов активного туризма закономерности. Исследования показали значительное повышение уровня таких качеств, как общая и специальная выносливость, специальная сила (сила мышц ног, сила гребка, становая сила), скорость реакции в результате многодневных туристских путешествий. Отмечается стойкое повышение физиологических показателей тренированности, величины жизненной емкости и максимальной вентиляции легких, реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку и показателей тонуса мышц.
Привлекательна в туризме и его познавательная сторона, возможность побывать в различных районах нашей страны, увидеть красоту ее природы, памятники истории и культуры нашего народа.
Туризм близок к запросам школьников с ее тягой к романтике, высокой подвижностью, коллективизмом, стремлением к открытиям и самоутверждению. Из миллионов туристов, путешествующих ежегодно по просторам нашей необъятной Родины, большую часть составляют школьники или студенты. Задача туристской подготовки обучающихся состоит не только в укреплении здоровья, но и вооружить их знаниями и умениями применять средства физической культуры и спорта в повседневной жизни, в труде и отдыхе.